воскресенье, 11 марта 2012 г.

Уроки с использованием ИД.

         Интерактивная доска - модный гаджет, дань времени или  необходимость?  Каждый волен придерживаться своей точки зрения. Однако в современном уроке она зачастую является  верным помощником.


Обобщающий урок в 7 классе на тему:
«Причастие. Причастный оборот» (с использованием ИД).
1 слайд.
Цели:
  • Образовательные: повторить и обобщить изученное о причастии как части речи; обогащать словарный запас учащихся;
  • Развивающие: развивать умение видеть средства выразительности в тексте; развивать речь учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, русской литературе; воспитывать любовь к России.
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, интерактивная доска, распечатки с заданиями и определениями средств выразительности.
Используемые технологии: технология сотрудничества, игровая технология, технология креативного мышления.
Ход урока:
1.      Организационный момент.
2.      Беседа с учащимися (актуализация темы урока, развитие речи).
2 слайд.
-Ребята, эпиграфом к нашему уроку станет высказывание К.Г.Паустовского: «Я не променяю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки…»
- Как вы понимаете это высказывание?
-Знакомо ли вам имя этого писателя, что вы знаете о нём?
3 слайд.   (Выступление ученика: Константина Георгиевича Паустовского большинство современных читателей знает как певца российской природы. Уроженец Москвы, он много путешествовал по России и за границей. Но навсегда главным для него осталось чувство Родины, чувство рождения родного слова. Паустовский известен нам как создатель произведений «Барсучий нос», «Стальное колечко», «Кот-ворюга»,  «Тёплый хлеб»).
-Итак, обобщение знаний о причастии произойдёт для нас под знаком прекрасного слова К.Г.Паустовского.
3. Причастие. Опрос + работа с текстом на интерактивной доске (контроль знаний, развитие речи, работа со средствами выразительности).
-Что такое причастие?
(Отвечавший ученик идёт к доске, читает текст, находит в тексте причастия, ответ обосновывает):  
4 слайд.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: "Царевна плачет". Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице-царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
К. Паустовский.

Пока ученик  у доски, остальные работают на карточках (проверка умения находить определяемое слово, умения правильно находить падежные окончания причастий).



Вставьте пропущенные окончания, объясните свой выбор.

О  слетающ… с дерева осеннем листе;  облаках, пестривш… прозрачной тенью; листьев,  струящ…ся за открытыми окнами;  звезду, тихо мерцавш… на востоке;  за совершенно потонувш…  в снегах селом;    от переходящ…  в лиловую синеву неба.

 Карточки отложить в сторону.
Работа по тексту на интерактивной доске (развитие речи, развитие умения видеть красоту родного слова):
-Вчитайтесь в строки Паустовского.
Какова его тема?
Основная мысль?
Укажите средства выразительности, заключённые в выделенных курсивом словосочетаниях (обращаемся к шпаргалкам).

4.  Причастный оборот. Беседа + работа с текстом (проверка знаний о пунктуации при причастном обороте).
       -Ребята, что такое причастный оборот? Можно ли назвать причастными оборотами словосочетания, записанные на карточках? Расскажите, при каком условии причастный оборот выделяется на письме запятыми. А когда не выделяется?

            Один ученик идёт к интерактивной доске, расставляет знаки препинания, подчёркивает причастные обороты, графически объясняя постановку запятых.
 Слайд 5.
Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок  падавших с веток на его тесовую крышу. Мы в нем только ночевали. Все дни  мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Возвращались мы вечером  исцарапанные шиповником  усталые  сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы…

Остальные пробуют составить со словосочетаниями с карточек предложения (развитие связанной речи).

5. Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий.
- Ребята, расскажите, на какие две группы делятся причастия?  (Действительные и страдательные). С помощью каких суффиксов они образуются?
Слайд 6.
Слайд 7.
       К доске идёт ученик,  читает текст, распределяет причастия по столбикам: действительные, страдательные. Дополняет своими примерами (контроль знаний).

     С остальными учащимися учитель проводит игру: называет причастие и бросает мячик, ученик ловит мяч,  составляя словосочетание, определяя время и разряд причастия (отдых, проверка знаний, развитие речи):  падающий, блиставшая, поднимающееся, скрипящий, занесённые, скрытая.

             Проверка работы ученика на интерактивной доске.
- Что стало с текстом,  когда из него были удалены причастия?
- Какую роль играют причастия в нашей речи?

6. Заключительный этап.
-Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?
-Чьи замечательные произведения стали основой нашего урока? Чему они нас учат?
-Как бы вы оценили свою работу во время урока?

7. Домашнее задание: - Ребята, вы сегодня услышали и увидели множество замечательных строк о русской природе. Дома напишите текст из  5-6 предложений о красоте Дальневосточной природы, зимы. Используйте в своих текстах причастия и причастные обороты.



Урок - обобщение в 5 классе по теме  «Имя существительное».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
  • повторить основные темы, изученные в разделе “Имя существительное”, подготовиться к итоговой работе;
  • проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения темы “Имя существительное”;
  • повторить синтаксический разбор сложного предложения;
  • повторить морфологический разбор имени существительного;
  • воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.
Оборудование к уроку:
  • интерактивная доска, компьютер, проектор;
  • цифровой образовательный ресурс «Rus Poster» (Инструкции по работе см. в приложении)
  • учебник, тетрадь, письменные принадлежности;
  • наглядный материал;
  • видеофильм “Двенадцать месяцев”.
Формы обучения:
  • фронтальная;
  • индивидуальная.
Методические приёмы:
  • работа у доски;
  • объяснение учителя;
  • межпредметная связь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Слово учителя:
- Сегодня на уроке мы с вами будем заниматься повторением и обобщением знаний по теме “Имя существительное”. Наш урок так и называется “Обобщающий урок по теме “Имя существительное”.
Вашим домашним заданием было следующее: ответить устно на вопросы в учебнике. Проверять мы их будем по ходу урока, вспоминая ту или иную тему.
3. Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока.
4. Обратите внимание, ребята, на доске записаны слова, которые нужно списать, вставить пропущенные буквы, выбрать правильный вариант ответа, выделить морфему. Запишем их себе в тетрадь (один ученик выходит к интерактивной доске, где в программе Microsoft Office  набраны слова: пр…дмет, нар…цательное, одушевлё(нн,н)ое, скл…нение, п…деж     - с помощью цветного маркера дописывает или подчёркивает нужные буквы, затем объясняет).
- Скажите, что мы называем морфемой?  (Это значимая часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание).
- Ребята, скажите, можем ли мы подобрать проверочные слова к данным орфограммам в словах? (Нет)
- Как мы называем такие слова? (Cловарными, их надо запомнить)
- А скажите, ребята, что объединяет данные слова? (Это всё имена существительные)
- Совершенно верно. - Давайте вспомним, что такое имя существительное? (Включаю ЦОР RusPoster\RusP-main_zoom-blue.exe,  навожу курсор на раздел  «Определение существительного» 1.1.  Путём фронтальной работы по опорной схеме  даём определение  имени существительного. Затем определение полностью проговаривает один ученик. Разбираем на примерах синтаксическую роль существительного).
- Правильно. А какую часть речи мы называем самостоятельной? (Ту, которая имеет вопрос, значение, грамматические признаки и синтаксическую функцию)
- Всё это нам нужно будет с вами повторить, чтобы в конце урока все эти признаки объединить в морфологическом разборе.
- Скажите, а как мы называем существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевлёнными) что? (неодушевлёнными).
- На уроке литературы мы начали с вами изучение сказки Маршака “Двенадцать месяцев”. Сейчас я покажу вам фрагмент мультфильма по мотивам этой сказки, а вы будете не просто смотреть, но и отмечать существительные одушевлённые и неодушевлённые, какие там встретятся.
Просмотр фрагмента мультфильма до момента, когда на клетку с попугаем накидывают платок.
- Итак, назовите мне существительные одушевлённые, встретившиеся нам в данном фрагменте. (Ответы учащихся)
- Неодушевлённые. (Ответы учащихся)
- Верно, молодцы. А кто помнит, какой приказ издала королева под Новый год? (Собрать корзину подснежников)
- Собрали? (Да)
- Вот и мы с вами тоже сегодня будем собирать корзину только не подснежников, а признаков существительного. 3 из них мы уже вспомнили: значение (предмет), вопрос (кто? что?), одушевлённость-неодушевлённость. Положим всё это в нашу корзину знаний
( Слайд №1 презентации).
- Скажите, пожалуйста, кто написал пьесу-сказку “Двенадцать месяцев”? (Маршак)
- Как мы напишем с вами данное слово: с заглавной или прописной буквы? Почему? (Так как это фамилия)
( Ресурс «Rus Poster», раздел «Существительные собственные и нарицательные» 1.2.)
- Как называются существительные, обозначающие названия единичных предметов? (Собственными). Что, кроме инициалов, относится к именам собственным? (Географические названия, исторические события, клички животных, названия книг, спектаклей, журналов, газет и др.)
- А какие существительные мы называем нарицательными? (Те, которые являются названиями единичных предметов). Приведите примеры.
- На доске написаны фамилии авторов, которые так же, как и Маршак, написали сказки. Вам нужно списать, дописав названия произведений. Обозначьте над ними, какие собственные, а какие нарицательные. Все работают у себя в тетрадях, а один человек у доски
(Презентация, слайд №2: учащийся по полю ИД маркером подписывает названия произведений)
повесть-сказка Носова _________
сказка Чуковского _____________
сказка Аксакова _______________
- Как пишутся названия произведений? (С заглавной буквы и в кавычках)
- Вот мы с вами вспомнили ещё один признак существительного. Пополним нашу корзину (Слайд №3 «положить» подснежник с надписью “нариц. - собств.”)
- Вернёмся снова к нашему фрагменту мультфильма. В мультфильме принцесса писала на доске словосочетание «Моё величество» с ошибками:она написала “маё виличиство”). Как правильно надо написать? К доске пойдёт ученик и напишет эти слова.
Моё величество
- Какое из них является существительным? (Величество)
- В каких морфемах королева сделала ошибку? Сделаем морфемный разбор данного слова величество.
- На какой признак имени существительного указывает в слове окончание ? (на то, что данное существительное среднего рода).
- Только ли среднего рода могут быть существительные? (Нет) А какого? (Женского и мужского). Приведите примеры.
- Как вы думаете, род-это постоянная категория существительного или непостоянная? (Постоянная)
- Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы отгадки записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам. Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке “Двенадцать месяцев”. Готовы?  (Презентация. Слайд 4. По мере называния отгадок щёлкаем по панели сенсорной доски, появляются рисунки-отгадки). Тогда читаю:
1) Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)
2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
3) Без рук,
Без ног,
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)
4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
5) Всем, кто придёт,
И всем, кто уйдёт,
Она ручку подаёт. (Дверь)
6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)
7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)
8) Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собака лает,
А достать не может. (Луна, месяц)
9) Чёрная корова
Всех людей поборола,
А белый вол
Всех поднял. (Ночь и день)
- Молодцы! Положим в корзину ещё один признак существительного – род. (Слайд 5: щёлкаем по полю доски для появления изображения с надписью)
А почему вы в существительном “ночь” на конце слова написали мягкий знак? (Потому что это женский род)
- Тогда в существительных “рощ”, “задач”, “туч” тоже должен писаться мягкий знак. Он пишется в этих словах? (Нет, т.к. эти существительные стоят в форме мн. числа р.п.)
- Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак? (У существительных женского рода 3 склонения)
- Скажите, ребята, а что мы называем склонением? (Изменение существительного по падежам)
- Какие типы склонений вы знаете? Как определить, к какому склонению относится то или иное существительное? (К 1-му - сущ. женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в и.п.; ко 2-му - сущ. мужского рода с нулевым окончанием; среднего - с окончанием -о, -е в и.п.; к 3-му - женского рода с нулевым окончанием).
- Определите у существительных-отгадок склонение. Работа у доски и в тетради.
- Молодцы, правильно. Пополним нашу корзину подснежником с написанным над  ним ещё одним признаком - склонением. (Слайд 5).
- Вы сказали, что склонение - это изменение существительного по падежам. А сколько падежей в русском языке? (6)
Назовите падежи и их вопросы. (Ответ учащегося)
- А вот герой Лежебокин с вами не согласен. Послушайте шуточное стихотворение (читает подготовленный ученик):
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь,
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный и Звательный,
Грязнительный, Лежательный,
Грубительный
И, наконец, просительный!
- Вот и такие ребята тоже встречаются. Кстати этот герой напоминает нам нашу принцессу из сказки Маршака. Она тоже не дружила с русским языком. Но среди его придуманных падежей есть один, который раньше существовал в русской грамматике. Какой? (Звательный)
Частично он сохранился, когда мы обращаемся с вами друг к другу.
- Итак, вернёмся с вами к реальным падежам. Какие падежи из 6 являются опасными? (Род., дат., предл.)
Почему? (Потому что можно сделать ошибку в написании окончания)
- Какие окончания имеет существительное 1-го склонения в род., дат., пред. падежах? 2-е - в п.п.; 3-е скл. - в р.п., д.п., п.п.? (Ответы учащихся. На доске Ресурс «Rus Poster», раздел «Склонения существительных»  2.1., 2.2., 2.3.)
- Вот мы сейчас и проверим на практике, как вы хорошо это запомнили. Я буду читать предложения из сказки “Двенадцать месяцев”, а вы выписываете только существительные в опасных падежах с теми словами, к которым они относятся. Выписываете, выделяете окончание, пишете склонение и падеж.
1) В апреле из-под снега выглядывают первые подснежники. (Выглядывают в апреле)
2) Нет, такой метели за целый год не было, да и не будет. (Не было метели)
3) Так и просидишь из-за вас весь Новый год на кухне - проворчала дочка. (Просидишь на кухне)
4) Вон сугробы-то намело до самой крыши! (Намело до крыши)
5) Падчерица снимает платок и подходит к печке погреться. (Подходит к печке)
6) Кто принесёт полную корзину подснежников, тому позволим участвовать в королевском новогоднем катании! (Участвовать в катании)
- В чём особенность склонения последнего существительного? (Ответ учащихся)
- Что нового мы узнали о склонении существительного? (Что есть особые слова, оканчивающиеся на -ия, -ие,-ий. Они склоняются по-особому)  Положим в корзину подснежник “падеж”.
- Кажется, все грамматические признаки существительного вспомнили? Нет? Конечно же, ещё один забыли - число. Что мы знаем о числе существительных? Приведите примеры существительных в единственном и множественном числе.
- А в чём особенность таких существительных, как лай, золото, серебро? Очки, сани, ворота? (Эти существительные могут иметь форму или только единственного числа, или только множественного числа)
- Запишем предложение, определим у существительных число. Кто помнит, какое предложение записывала под диктовку королева? Его мы и запишем. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.
- Какие орфограммы мы здесь видим? Определим число у существительных. Пополним нашу корзину подснежником “число”.
- Молодцы. Но мы не должны забывать, что имя существительное - это самостоятельная часть речи. А раз так, то она имеет синтаксическую функцию - может быть членом предложения.
- Разберём предложение и посмотрим, каким членом предложения может выступать имя существительное. (Разбор предложения)
- Итак, каким же членом предложения может быть существительное?
- А вот теперь. Когда мы вспомнили всё о существительном, мы легко можем сделать морфологический разбор.
- Работа у доски. Разбор слова “весною”.
1. (С) весною - сущ.
2. Н.ф. - (что?) весна
М.п.:  неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл., т.п., ед.ч.
3. Летит (с чем?) с весною.
-  Наш урок повторения и обобщения походит к концу. Корзина наша наполнена. Но наполнена не только прекрасными цветами, а глубокими знаниями по большой теме “Имя существительное”.
5. Домашним заданием будет упражнение 562.  Сделав его, вы ещё раз закрепите материал, пройденный на уроке, и подготовитесь к диктанту по теме “Имя существительное”.
6. Выставление оценок за урок, пояснение.
Спасибо за урок. Всего вам доброго!
















Комментариев нет:

Отправить комментарий