Литературная композиция. Чехов - беспокойный писатель.


Литературная композиция, посвящённая творчеству А.П.Чехова:
«Беспокойный писатель».

          Цель: Рассказывать о жизни общества чеховского времени, раскрывать мир человеческих чувств. Обратить внимание на важную (нравственную) сторону чеховского творчества, показать его простоту. Дополнить сведения о Чехове, которые дети получают на уроках.
          Оформление: на столике, покрытом скатертью, стоит чернильница, ручка, стопка книг  и листы бумаги, фотография;  возле стула трость; цветы.
         Плакаты с цитатами:
«Благородство А.П.Чехова – цветы, животные, благородство людских поступков». (И.Бунин)
 «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». (А.П.Чехов)
 «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку из детства». (Ф.М.Достоевский)

Ход мероприятия:

1        ведущий: Добрый вечер, дорогие гости! Вечер, который называется «Беспокойный писатель» мы посвятим сегодня А.П.Чехову.

Одни ворчат мне:
- Будь умней!
Другие просят:
- Будь наивней! /…/
А я таков, каков я есть.
Я знаю, уяснил давно я:
Одни хотят одно прочесть,
Другие же – совсем иное!

Но делаю я, что хочу.
За то меня земля и терпит:
Как молот, бью, как серп, блещу,
И трепещу, как лунный серпик.   
                                                     /Л.Мартынов/
2ведущий: А.П.Чехов изображал повседневную жизнь простых людей в будничных обстоятельствах. Он изображал пошлость обывателей и гибель дворянских гнёзд… Он был полон раздумий о смысле  жизни и предназначении человека. Благородно выглядела чеховская ненависть к пошлости, мещанскому самодовольству. Человеческие пороки Чехов убивал смехом.

1ведущий: Чехов пишет просто и ясно. Молодой В.Маяковский писал восхищённо: «Язык Чехова определёнен, как «Здравствуйте», прост, как «Дайте чаю». Эта простота сказалась не только на языке рассказов, повестей и пьес, но и на сюжетах его произведений.

2ведущий:  Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860г. В Г.Таганроге, в купеческой семье. Его дед за 20 лет до того выкупился на волю из крепостных у помещика Черткова, и постарался «вывести в люди» своих детей.
          Отец Павел Егорович был купцом, содержал бакалейную лавку в Таганроге. Он обладал некоторыми талантами: играл на скрипке, занимался живописью. Артистический склад характера передался детям, которые любили разыгрывать сценки, пародировать друг друга, давать смешные прозвища.

1Ведущий:  Душой семейства была мать, Евгения Яковлевна. Семья была большой, но мать хорошо различала особенности каждого из детей. Старший, Александр, сделался литератором, Николай был художником, рисовала и музицировала Мария Павловна. Писателем, юристом стал младший брат Михаил. Иван – выдающийся педагог. О себе и своих братьях и сестре Антон Павлович писал: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

2Ведущий: Уже в гимназические годы Чехов увлекается театром и литературой. Антон удачно играет роль старухи в водевиле «Ямщики или шалость гусарского офицера».
       Вместе с братьями он организовал домашний театр, в котором поставил комедию «Ревизор».
       В 15 лет Чехов выпускает рукописный журнал «Заика», в котором помещает юмористические сценки и рассказики.
       В 1875 г. Денежные дела семьи ухудшились. Александр и Николай уехали поступать, один в Университет, другой в училище живописи. Антон и Иван не могли внести плату за обучение и их некоторое время не допускали к занятиям в гимназии.

1Ведущий:  В 19 лет Антон Павлович Чехов получил аттестат зрелости и поступил в Московский Университет на медицинский факультет.
      В 24 года он закончил университет и получил звание лекаря, уездного врача. Родители были счастливы, они думали, что он займётся лечением больных и будет много зарабатывать, тогда семья забудет о нужде и лишениях. Но чем дальше Антон Павлович занимался врачебной деятельностью, тем больше его захватывала литературная жизнь.


2Ведущий:  В первые три года творчества Чехов создаёт такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «С женой поссорился», «Налим», «Экзамен на чин», «Не в духе», где мы видим комические ситуации, недостатки в характерах героев, их человеческие слабости, нелепые поступки. Печатался Чехов в журнале «Осколки», подписывался псевдонимами «Антоша Чехонте», «Рувер» и др.


Учащиеся исполняют сценку по произведению А.П.Чехова «Хирургия».
(оборудование: стол, стулья, на столе приборы для зубного врача, обыкновенные щипцы)

1Ведущий: Эту сценку сам Чехов исполнял в семейном кругу вместе с братом не раз. Брат ложил за щеку пробку, а Антон делал вид, что вынимает щипцами зуб…
За столом сидит фельдшер Курятин, в кабинет входит старик в рясе с широким поясом. На больном зубе повязка.  Кладёт перед фельдшером деньги…

Фельдшер: А-а-а, моё вам! С чем пожаловали?

Больной:  С воскресным днём Вас, Сергей Кузьмич. Вот – всю ночь не спавши, зуб болит, рот раскрыть нельзя,  всё распухши…

Фельдшер: М-да… Садитесь, раскройте рот…

Ведущий: Больной садится и раскрывает рот. Фельдшер заглядывает в рот и хмурится.

Фельдшер: Вырывать его нужно, Ефим Михеевич!

Больной: Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то Вы и обучены. Что вырвать, а что каплями… Дай Бог вам здоровья…

Фельдшер:  Пустяки… Хирургия – пустяки… Тут во всём привычка нужна, твёрдость руки… И – раз плюнуть…

Больной:  Благодетели вы наши… нам дуракам невдомёк,  а вас Господь просветил…

Фельдшер: Не рассуждайте, ежели у вас рот открыт. Это рвать легко, а бывает, что одни корешки. Это раз плюнуть (накладывает щипцы). Сидите неподвижно… Я сейчас в мгновение ока…  Главное поглубже взять…

Больной: Отцы наши! Мать Пресвятая… А-а-а…

Фельдшер: Не хватайте руками… сейчас… Дело-то ведь нелёгкое…

Больной: Отцы, радетели… Ангелы… Ого-го! Да дёргай, же дёргай!!! Чего пять лет тянешь?

Фельдшер: Дело-то ведь… Хирургия… Сразу нельзя… Вот, вот.

Ведущий: Больной поднимает колени, трясёт руками. Фельдшер тянет…и щипцы срываются с зуба,  больной вскакивает, лезет в рот, зубы на месте…

Больной: Тянул, тянул! Чтоб тебя на том свете… не умеешь, не берись!

Фельдшер: А ты зачем руками хватаешь? Дура!!!

Больной: Сам ты дура!

Фельдшер: Я господину Египетскому рвал, тот ничего… Садись! Садись, тебе говорю!

Больной: Света не вижу… Дай дух перевести,  не тяни долго, дёргай!

Фельдшер: Учи учёного! Экий, господи, народ необразованный! Так…так… Не шевелись, ну,ну…

Ведущий:  Фельдшер дёргает, больной сидит минуту неподвижно, затем больной, придя в себя, суёт пальцы в рот – зуб на месте, опять суёт в рот палец и находит два торчащих выступа.

Больной: Насажали вас здесь, иродов на нашу погибель!

Фельдшер: Поругайся ещё тут мне…невежа…

Ведущий: Больной берёт свои деньги и, держась за щеку, убегает.

2        ведущий: Чехов – писатель-реалист, он умел правдиво нарисовать картины быта, нравов, а также дать глубокий анализ социальной среде в своих произведениях. Это сборники «Пёстрые рассказы»,  рассказы «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и др. В них созданы образы большого социального  обобщения, символы наглого, тупого самодовольства, невежества, грубого  и высокомерного вмешательства в чужие дела, стремление «пресечь» всё живое.

1 ведущий: Чехов нередко использует преувеличения, чтобы глубже раскрыть комизм происходящего. Чиновник Червяков, случайно чихнув в театре на лысину статскому советнику Бризжалову (в произведении «Смерть чиновника»), надоедает ему со своими извинениями. И когда вышедший  из себя генерал выгоняет Червякова вон, то не переносит потрясения и умирает. А случай этот основан на реальных событиях. В этом рассказе нет драматизма: автор смеётся над своим героем, высмеивает низкопоклонство, рабскую приниженность.

2ведущий:  Юмор, жизнерадостность и мягкость сочетались в Чехове с твёрдой непримиримостью ко всему фальшивому, пошлому, с чем писатель боролся не только своими произведениями, но и личным примером. Он говорил: «Воспитанные люди должны обладать следующими качествами: уважать человеческую личность, быть снисходительным, вежливым, уступчивым; быть сострадательными не только к кошкам, но и болеть душой за всех; уважать чужую собственность, а потому платить долги; быть чистосердечным и бояться лжи, как огня; не унижать себя с целью вызвать в другом сочувствие; воспитывать в себе эстетику». Сам А.П.Чехов отвечал всем этим требованиям. Чуткий, трудолюбивый, целеустремлённый, он был поистине человечным.

1 ведущий: Страстно любя природу родной страны, Чехов подолгу путешествовал. Неоднократно он бывал в родных краях – Таганроге, бывал во многих местах южной России, восхищался красотой сибирской природы: Енисея, Забайкалья.
    В повести «Степь» наиболее полно отражены мысли Чехова о прекрасном будущем, о красоте родной природы, в которой старинные легенды раскрывают мощь и силу русского народа. Автор показывает нищую, неблагоустроенную Россию, в которой таланты людей растрачиваются напрасно. Суровая жизнь губит богатырские силы.
     С особой полнотой даны картины природы: степная дорога стала символом настоящей, счастливой жизни. Не случайно Чехов назвал свою повесть «Степной энциклопедией». Главное в повести не развитие сюжета, а создание чудесных картин природы.

2ведущий:  В конце 80-х А.П.Чехов решил поехать в «Места невыносимых страданий» - на остров Сахалин. Он стремился изучить мета каторги и ссылки, чтоб привлечь к ним внимание общественности.
     На Сахалин было послано секретное распоряжение «Не допускать Чехова А.П. до встреч с некоторыми категориями политических ссыльных и каторжников».
      Исследовательская работа по изучению жизни каторжников и ссыльных на Сахалине заняла 3 месяца и 3 дня. Оценивая результаты своей поездки, Чехов писал: «Знаю очень многое – чувство привёз нехорошее, Сахалин представился мне целым адом. Это место невыносимых страданий, на какие только способен человек…» 
     О Сахалине он говорил: «Вокруг море, а посередине горе».

1Ведущий: На обратном пути Чехов посетил Индию, Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь, вернулся в Европу, Одессу.
      Книга «Сахалин» привлекла внимание общественности к Сахалину. На Сахалин была послана комиссия. На средства, собранные Чеховым, там стали открываться школы, библиотеки, приюты. В сахалинские школы сам Чехов послал несколько тысяч книг.
     Разумеется,  эти меры не помогли коренным образом изменить положение на острове.
     Своей книгой Чехов доказал, что при существующем строе жизнь каторжников изменить нельзя.


Чтец:  Отрывок из книги «Остров Сахалин» т.II, с. 70-71, 84-85.
   

2ведущий:  А.П.Чехов  много работал, он постоянно находился в состоянии творческого напряжения. Он писал: «Ни одну минуту меня не покидает мысль, что я должен, обязан писать, писать и писать».
         В 90-е годы Чехов печатает такие шедевры: «Палата №6», «Чёрный монах», «Человек в футляре»,  «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад».
     В этих произведениях он раскрывает острые вопросы современности, даёт глубокий анализ действительности, ненависть к самодержавию и деспотизму.

1ведущий:  В феврале 1892 года Чехов купил имение Мелихово, где установил хорошие отношения с крестьянами, которые постоянно шли за советом. Здесь он много сил отдаёт медицинской практике. Бескорыстную помощь Чехов оказывал всем. Его любили, ценили, старались отблагодарить.
           Жизнь в Мелихово даёт  ему возможность изучить быт крестьян. Он в своих произведениях отразил не только сложности крестьянской жизни, но и особенности крестьянской  натуры: светлота и человечность мужицкой души в повестях «Мужики», «В овраге», «Новая дача».

2Ведущий: 17 января  1902 года А.П.Чехову исполнилось 44 года и 25 его литературной  деятельности. МХТ устроил чествование Чехова втайне от него, это было так неожиданно для писателя, что он долго не  мог прийти в себя от радости.
    Жизнь Чехова в последние годы проходила в упорной борьбе с болезнью, но он не терял жизнерадостности, по-прежнему шутил, смеялся, смешил всех и постоянно работал, работал до конца своей жизни.
3        июля 1904 г. Чехова не стало.

Чтец:
Тисненый том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца…
Метель свистит, поёт и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца

1 комментарий: