Система уроков в 7 классе по произведению Леонида Андреева «Кусака».


Система уроков  в 7 классе по произведению 
Леонида Андреева «Кусака».

1 урок.

ЦЕЛИ:
1.      Познакомить ребят с новым для них писателем Л.Андреевым, с его рассказом «Кусака», помочь глубже осмыслить полученную информацию;
2.      Создать эмоциональную атмосферу для восприятия художественного произведения, в котором главной героиней является бродячая собака;
3.      Подготовить ребят к анализу прочитанного;
4.      Продолжить формирование навыка работы с учебником;
5.      Продолжить формирование навыка оформления записи в тетради.

ХОД УРОКА:

*      Начинаю урок с воспоминаний о своих детских впечатлениях от первой встречи с творчеством Л.Андреева: рассказов «Ангелочек», «Петька на даче». Записываем в тетради новое имя.
*      Затем читаем статью К.И.Чуковского по учебнику вслух .
*      Беседа по статье:
- О каких особенностях личности Андреева сообщил нам К.Чуковский?
- Как вы поняли следующие выражения: «Гиперболическому стилю его книг соответствовал гиперболический стиль его жизни»,  «Нельзя было удивляться тому, что он, индивидуалист, эгоцентрик, вечно сосредоточенный на собственном «я», так деятельно отзывается сердцем на чужие печали».
- объясняем слова индивидуалист и эгоцентрик с помощью толкового словаря.
*      Переключаю внимание ребят на рассказ «Кусака», записываем в тетради его название, прошу их подготовиться слушать.
*      Читаю рассказ.
*      Обмениваемся впечатлениями о прочитанном.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: составить план событий в рассказе (запись в тетради).

2 урок.

ЦЕЛИ:
1.      Помочь ребятам задуматься об окружающем их мире, о взаимоотношениях людей и животных, об ответственности за тех, «кого мы приручаем»;
2.      Помочь разобраться в мотивах человеческих поступков; соизмерять прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе.
3.      Продолжать формировать умения: а) чётко излагать свои мысли; б) выбирать в развитии действия главное; в) аргументировать собственное высказывание и воспринимать альтернативные точки зрения.

ХОД УРОКА:

*      Начинаем урок с обсуждения планов событий (заслушиваем 1-2 плана).
*      Обсуждаем с учащимися планы. Спрашиваю, какое имя было у собаки. Кто называет её Жучкой?
*      Ребята рассказывают о безотрадной жизни бездомной собаки, о том как страшно жить без имени, ведь оно даётся при рождении, определяет судьбу, по имени можно восстановить свою родословную. Вспоминаем передачу «Жди меня», приводим примеры из жизни.
*      Почему важен эпизод встречи собаки с мужиком-пропойцей?
*      Предлагаю подумать над одним из пунктов плана «Люди приютили собаку». Так ли это? Что значит слово приютить? Дать приют кому-нибудь. Приют – 1. Пристанище, прибежище, место, где можно спастись от чего-нибудь или отдохнуть. Подумаем, люди приютили собаку или она сама приютилась  у них на даче? Найдём ответ в рассказе: «Сперва они хотели прогнать /…/ вспоминали кусаку ». Люди просто позволили жить собаке на их дачном участке, но по-настоящему ей никто не интересовался, специально о ней никто не заботился (находим подтверждения в тексте).
*      Несмотря на это, собака изменяется. Подтвердите или опровергните это.
*      Что мешает Лёле взять собаку с дачи с собой? Как повела себя девочка при расставании? Неужели её чувства были неискренними?
*      Как отреагировала собака на отъезд жителей дачи? Что придало ей смелости заглянуть в окна дачи?
*      Как заканчивается рассказ? О чём выла собака? Что слышится вам в её вое?
*      В рассказе дачники названы «добрыми людьми». Согласны ли вы с этой характеристикой? Что доброго сделали эти люди?  А может, они просто не делали зла? Делать добро и не делать зла – это одно и то же?
*      Обращаемся к словарю: Добро – 1. Доброе дело, добрые поступки. Зло – 1. Дурное, греховное, вредное, противоположное добру.
*      Ребята, приведите примеры добрых дел, поступков из вашей жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать рассказ ещё раз, хорошо ориентироваться в тексте.


3 урок.

ЦЕЛИ:
1.      Расширить и углубить представления ребят о стиле писателя;
2.      Продолжать формирование навыков анализа художественных особенностей произведения;
3.      Подготовить ребят к творческой работе.

ХОД УРОКА:

*      Вспоминаем с детьми, о чём шла речь на прошлых уроках, объясняю цель урока.
*      Работа с текстом.
1)- Проследите за характером собаки в отрывке: «Там она зализывала ушибы и раны... /…/ С тех пор собака не доверяла людям».
- Выделяем слова страх, боль, обида, злоба, не доверяла.
- Особое внимание обращаю на фразу: «Жучка – имя общее для всех собак». Что такое имя? В каком значении употреблено здесь это слово? Имя – 1. Отличительное название, обозначение человека, даваемое при рождении.
   Собакам дают не имена, а клички. Что же получается? Переносимся из мира собаки в мир человека?
 - Подумаем над словом обида. Обида – 1. Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление. Подумаем: собака и огорчение, оскорбление…
 - Делаем вывод: говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть отнесены только к человеку, тем самым он как бы наделяет собаку человеческими свойствами.

     2) «Приехавшие дачники были очень добрыми людьми. /…/ … и ей было больно от непривычной ласки, словно от удара».
- Страх Кусаки назван беспричинным. Действительно ли у неё не было причин бояться?
-  «ударят её или приласкают. Но её приласкали». Роль разделительного союза ИЛИ ясна. Но почему дальше следует противительный союз НО? Выходит, выбор между лаской и ударом неравноценен? Кусака ждала ласки, надеялась на неё, но горький опыт заставлял ждать удара. Однако жажда ласки сильнее, и она решается в последний раз поверить людям.

3) «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака. /…/ Разве недостаточно этого для счастья собаки?»
- Подумаем о значении слова ДУША. 1. – Нематериальное начало жизни, противопоставляемое телу, бесплотное существо, остающееся после смерти человека;
2. – Совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. 3. – Свойства характера, основные черты личности.
- СЧАСТЬЕ – 1.состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни.
 - Какие можно сделать выводы?

4) «Кусака долго металась.. /…/ Собака выла».
- Обращаем внимание на внешний вид собаки: «промокшая, грязная» - такой мы видели её только вначале, и повтор слова «грязная» указывает на возвращение собаки к прежней жизни.

5) Проследите за описанием природы. Как оно перекликается с описанием собаки?
- весной
- осенью
- после отъезда хозяев.

Делаем выводы о проделанной работе.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Предлагаю ребятам дома написать рассказ о животном или животных, используя жизненный опыт, свои наблюдения. Обращаю внимание на то, что рассказы не обязательно должны быть в отрицательном ключе, это может быть просто интересный, забавный случай из жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий