Система уроков в 7 классе по произведению
Леонида Андреева «Кусака».
1 урок.
ЦЕЛИ:
1.
Познакомить
ребят с новым для них писателем Л.Андреевым, с его рассказом «Кусака», помочь
глубже осмыслить полученную информацию;
2.
Создать
эмоциональную атмосферу для восприятия художественного произведения, в котором
главной героиней является бродячая собака;
3.
Подготовить
ребят к анализу прочитанного;
4.
Продолжить
формирование навыка работы с учебником;
5.
Продолжить
формирование навыка оформления записи в тетради.
ХОД
УРОКА:
Начинаю
урок с воспоминаний о своих детских впечатлениях от первой встречи с
творчеством Л.Андреева: рассказов «Ангелочек», «Петька на даче». Записываем в
тетради новое имя.
Затем
читаем статью К.И.Чуковского по учебнику вслух .
Беседа
по статье:
- О каких особенностях личности Андреева
сообщил нам К.Чуковский?
- Как вы поняли следующие выражения:
«Гиперболическому стилю его книг соответствовал гиперболический стиль его
жизни», «Нельзя было удивляться тому,
что он, индивидуалист, эгоцентрик, вечно сосредоточенный на собственном «я»,
так деятельно отзывается сердцем на чужие печали».
- объясняем слова индивидуалист и эгоцентрик
с помощью толкового словаря.
Переключаю
внимание ребят на рассказ «Кусака», записываем в тетради его название, прошу их
подготовиться слушать.
Читаю
рассказ.
Обмениваемся
впечатлениями о прочитанном.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ: составить план событий в рассказе (запись в тетради).
2 урок.
ЦЕЛИ:
1.
Помочь
ребятам задуматься об окружающем их мире, о взаимоотношениях людей и животных,
об ответственности за тех, «кого мы приручаем»;
2.
Помочь
разобраться в мотивах человеческих поступков; соизмерять прочитанное с миром
собственной души, задуматься о себе.
3.
Продолжать
формировать умения: а) чётко излагать свои мысли; б) выбирать в развитии
действия главное; в) аргументировать собственное высказывание и воспринимать
альтернативные точки зрения.
ХОД
УРОКА:
Начинаем
урок с обсуждения планов событий (заслушиваем 1-2 плана).
Обсуждаем
с учащимися планы. Спрашиваю, какое имя было у собаки. Кто называет её Жучкой?
Ребята
рассказывают о безотрадной жизни бездомной собаки, о том как страшно жить без
имени, ведь оно даётся при рождении, определяет судьбу, по имени можно
восстановить свою родословную. Вспоминаем передачу «Жди меня», приводим примеры
из жизни.
Почему
важен эпизод встречи собаки с мужиком-пропойцей?
Предлагаю
подумать над одним из пунктов плана «Люди приютили собаку». Так ли это? Что
значит слово приютить? Дать приют
кому-нибудь. Приют – 1. Пристанище, прибежище, место, где можно спастись от
чего-нибудь или отдохнуть. Подумаем, люди приютили собаку или она сама
приютилась у них на даче? Найдём ответ в
рассказе: «Сперва они хотели прогнать /…/ вспоминали кусаку ». Люди просто
позволили жить собаке на их дачном участке, но по-настоящему ей никто не
интересовался, специально о ней никто не заботился (находим подтверждения в
тексте).
Несмотря
на это, собака изменяется. Подтвердите или опровергните это.
Что
мешает Лёле взять собаку с дачи с собой? Как повела себя девочка при
расставании? Неужели её чувства были неискренними?
Как
отреагировала собака на отъезд жителей дачи? Что придало ей смелости заглянуть
в окна дачи?
Как
заканчивается рассказ? О чём выла собака? Что слышится вам в её вое?
В
рассказе дачники названы «добрыми людьми». Согласны ли вы с этой
характеристикой? Что доброго сделали эти люди?
А может, они просто не делали зла? Делать добро и не делать зла – это
одно и то же?
Обращаемся
к словарю: Добро – 1. Доброе дело, добрые поступки. Зло – 1. Дурное,
греховное, вредное, противоположное добру.
Ребята,
приведите примеры добрых дел, поступков из вашей жизни.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ: прочитать рассказ ещё раз, хорошо ориентироваться в тексте.
3 урок.
ЦЕЛИ:
1.
Расширить
и углубить представления ребят о стиле писателя;
2.
Продолжать
формирование навыков анализа художественных особенностей произведения;
3.
Подготовить
ребят к творческой работе.
ХОД
УРОКА:
Вспоминаем
с детьми, о чём шла речь на прошлых уроках, объясняю цель урока.
Работа
с текстом.
1)- Проследите за характером собаки в
отрывке: «Там она зализывала ушибы и раны... /…/ С тех пор собака не доверяла
людям».
- Выделяем слова страх, боль, обида, злоба, не доверяла.
- Особое внимание обращаю на фразу:
«Жучка – имя общее для всех собак». Что такое имя? В каком значении употреблено
здесь это слово? Имя – 1. Отличительное название, обозначение человека, даваемое
при рождении.
Собакам дают не имена, а клички. Что же получается? Переносимся из мира
собаки в мир человека?
-
Подумаем над словом обида. Обида – 1. Несправедливо причинённое
огорчение, оскорбление. Подумаем: собака и огорчение, оскорбление…
-
Делаем
вывод: говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть
отнесены только к человеку, тем самым он как бы наделяет собаку человеческими свойствами.
2) «Приехавшие дачники были очень добрыми
людьми. /…/ … и ей было больно от непривычной ласки, словно от удара».
-
Страх Кусаки назван беспричинным. Действительно ли у неё не было причин
бояться?
- «ударят её или приласкают. Но её приласкали».
Роль разделительного союза ИЛИ ясна. Но почему дальше следует противительный
союз НО? Выходит, выбор между лаской и ударом неравноценен? Кусака ждала ласки,
надеялась на неё, но горький опыт заставлял ждать удара. Однако жажда ласки
сильнее, и она решается в последний раз поверить людям.
3)
«Всею своей собачьей душой расцвела Кусака. /…/ Разве недостаточно этого для
счастья собаки?»
-
Подумаем о значении слова ДУША. 1. – Нематериальное начало жизни,
противопоставляемое телу, бесплотное существо, остающееся после смерти
человека;
2.
– Совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни
человека. 3. – Свойства характера, основные черты личности.
-
СЧАСТЬЕ – 1.состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни.
- Какие можно сделать выводы?
4)
«Кусака долго металась.. /…/ Собака выла».
-
Обращаем внимание на внешний вид собаки: «промокшая, грязная» - такой мы видели
её только вначале, и повтор слова «грязная» указывает на возвращение собаки к
прежней жизни.
5)
Проследите за описанием природы. Как оно перекликается с описанием собаки?
-
весной
-
осенью
-
после отъезда хозяев.
Делаем
выводы о проделанной работе.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ: Предлагаю ребятам дома написать рассказ о животном или животных,
используя жизненный опыт, свои наблюдения. Обращаю внимание на то, что рассказы
не обязательно должны быть в отрицательном ключе, это может быть просто
интересный, забавный случай из жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий