Система уроков в 7 классе по произведению
Леонида Андреева «Кусака».
1 урок.
ЦЕЛИ:
1.
Познакомить
ребят с новым для них писателем Л.Андреевым, с его рассказом «Кусака», помочь
глубже осмыслить полученную информацию;
2.
Создать
эмоциональную атмосферу для восприятия художественного произведения, в котором
главной героиней является бродячая собака;
3.
Подготовить
ребят к анализу прочитанного;
4.
Продолжить
формирование навыка работы с учебником;
5.
Продолжить
формирование навыка оформления записи в тетради.
ХОД
УРОКА:



- О каких особенностях личности Андреева
сообщил нам К.Чуковский?
- Как вы поняли следующие выражения:
«Гиперболическому стилю его книг соответствовал гиперболический стиль его
жизни», «Нельзя было удивляться тому,
что он, индивидуалист, эгоцентрик, вечно сосредоточенный на собственном «я»,
так деятельно отзывается сердцем на чужие печали».
- объясняем слова индивидуалист и эгоцентрик
с помощью толкового словаря.



ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ: составить план событий в рассказе (запись в тетради).
2 урок.
ЦЕЛИ:
1.
Помочь
ребятам задуматься об окружающем их мире, о взаимоотношениях людей и животных,
об ответственности за тех, «кого мы приручаем»;
2.
Помочь
разобраться в мотивах человеческих поступков; соизмерять прочитанное с миром
собственной души, задуматься о себе.
3.
Продолжать
формировать умения: а) чётко излагать свои мысли; б) выбирать в развитии
действия главное; в) аргументировать собственное высказывание и воспринимать
альтернативные точки зрения.
ХОД
УРОКА:












ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ: прочитать рассказ ещё раз, хорошо ориентироваться в тексте.
3 урок.
ЦЕЛИ:
1.
Расширить
и углубить представления ребят о стиле писателя;
2.
Продолжать
формирование навыков анализа художественных особенностей произведения;
3.
Подготовить
ребят к творческой работе.
ХОД
УРОКА:


1)- Проследите за характером собаки в
отрывке: «Там она зализывала ушибы и раны... /…/ С тех пор собака не доверяла
людям».
- Выделяем слова страх, боль, обида, злоба, не доверяла.
- Особое внимание обращаю на фразу:
«Жучка – имя общее для всех собак». Что такое имя? В каком значении употреблено
здесь это слово? Имя – 1. Отличительное название, обозначение человека, даваемое
при рождении.
Собакам дают не имена, а клички. Что же получается? Переносимся из мира
собаки в мир человека?
-
Подумаем над словом обида. Обида – 1. Несправедливо причинённое
огорчение, оскорбление. Подумаем: собака и огорчение, оскорбление…
-
Делаем
вывод: говоря о собаке, писатель употребляет слова, которые могут быть
отнесены только к человеку, тем самым он как бы наделяет собаку человеческими свойствами.
2) «Приехавшие дачники были очень добрыми
людьми. /…/ … и ей было больно от непривычной ласки, словно от удара».
-
Страх Кусаки назван беспричинным. Действительно ли у неё не было причин
бояться?
- «ударят её или приласкают. Но её приласкали».
Роль разделительного союза ИЛИ ясна. Но почему дальше следует противительный
союз НО? Выходит, выбор между лаской и ударом неравноценен? Кусака ждала ласки,
надеялась на неё, но горький опыт заставлял ждать удара. Однако жажда ласки
сильнее, и она решается в последний раз поверить людям.
3)
«Всею своей собачьей душой расцвела Кусака. /…/ Разве недостаточно этого для
счастья собаки?»
-
Подумаем о значении слова ДУША. 1. – Нематериальное начало жизни,
противопоставляемое телу, бесплотное существо, остающееся после смерти
человека;
2.
– Совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни
человека. 3. – Свойства характера, основные черты личности.
-
СЧАСТЬЕ – 1.состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни.
- Какие можно сделать выводы?
4)
«Кусака долго металась.. /…/ Собака выла».
-
Обращаем внимание на внешний вид собаки: «промокшая, грязная» - такой мы видели
её только вначале, и повтор слова «грязная» указывает на возвращение собаки к
прежней жизни.
5)
Проследите за описанием природы. Как оно перекликается с описанием собаки?
-
весной
-
осенью
-
после отъезда хозяев.
Делаем
выводы о проделанной работе.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ: Предлагаю ребятам дома написать рассказ о животном или животных,
используя жизненный опыт, свои наблюдения. Обращаю внимание на то, что рассказы
не обязательно должны быть в отрицательном ключе, это может быть просто
интересный, забавный случай из жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий