Урок литературы в 11 классе по творчеству Маяковского.



Урок по творчеству В.В.Маяковского.
Поэт звёзд.

О стихотворении В.В.Маяковского «Ночь».

Цели урока:
1.      Продолжить знакомство  учащихся с творчеством В.В.Маяковского.
2.      Постараться развеять стереотип учеников о том, что Маяковский – совершенно непонятный поэт.
Задачи урока:
ü  Развивать умение  анализировать поэтическое произведение, умение видеть в художественных образах  реальность, высказывать и аргументировать собственное мнение;
ü  Обучать чтению тонического стиха В.Маяковского.
ü  Воспитывать любовь к родной литературе.
Используемые технологии:
*      технология критического мышления;
*      информационные технологии.

Оборудование: портрет Маяковского, распечатки со стихотворением В.Маяковского «Ночь», компьютер, проектор, презентация.

                                                                          Кто это кличет меня из Млечного пути?
                                А, Вова!
                                                          В звёзды стучится друг!
                                                                               Дай я пожму твоё благородное копытце!

Велимир Хлебников
Ход урока:

I.                   Оргмомент.
II.                Раздаю распечатки со стихотворением В.Маяковского «Ночь». Предлагаю ребятам «про себя» прочитать стихотворение.
- Каково ваше первое впечатление?
- Что вы сумели понять из этого стихотворения?
- Обратили внимание, кто его автор?
III.             Объявляю тему урока.
Сегодня мы рассмотрим особенности творчества В.Маяковского на примере его раннего стихотворения «Ночь». Давайте вспомним, в какую творческую группу входил поэт? (футуристы) Что характерно для этого направления в искусстве?
IV.             Рассказ учащегося о футуризме и его особенностях (проверка знания материала предыдущих уроков). Добавляю, что футуристы для того, чтобы шокировать мещанина-обывателя, часто придумывали «заумь» - стихотворения из непонятных слов или даже просто звуков, которые у людей с нехудожественным мышлением вызывали только раздражение.
V.                Давайте прочитаем стихотворение поэта-футуриста ещё раз, теперь вслух. Читаю произведение.
- О чём говорится в первых строчках? (Всё достаточно ясно: краски дня уходят, отступают на задний план. Зелёное сумеречное небо, зажигаются звёзды, «синие тоги» на зданиях).
- Читаем дальше: «И раньше бегущим, как жёлтые раны/ Огни обручали браслетами ноги…». Что увидел поэт? Ведь Маяковский – художник, не выносящий «красивенького», он всегда точен в каждой изображаемой детали.

VI.             Сообщение подготовленного ученика: «Однажды В.Маяковский беседовал с Давидом Бурлюком по поводу строчки  стихотворения «Из улицы в улицу»: Фокусник рельсы тянет из пасти трамвая. На замечание Бурлюка, мол, трамвай должен пожирать рельсы, Маяковский ответил: «Давид, ты не там стоишь. Встань на заднюю площадку и посмотри!»

- Так как же появились эти браслеты на ногах прохожих? (учащиеся высказывают предположения).  Ни луна, ни уличные фонари не могут «обручать браслетами ноги» - они дают рассеянный свет, а здесь – узкая полоска света. В современном городе этого уже нет, но это Москва 1912 г.! И свет этот из подвальных окон, только самым краешком поднимающихся над землёй.
- Мы вместе с поэтом пройдя окраины города, выходим в центр. Фешенебельные рестораны, дорогие магазины, радостная, счастливая, разряженная публика:
Толпа, пёстрошёрстная быстрая кошка,
Плыла, изгибаясь, дверями влекома;
Каждый хотел протащить хоть немножко
Громаду из смеха отлитого кома.

- Какой образ толпы создаёт поэт?  Да, толпа, пёстрошёрстная быстрая кошка, но это только первый слой ассоциаций. Кошка. Какая она? (гибкая, грациозная, мягкая, домашняя и в ту же минуту хищная, агрессивная, подчинённая инстинктам).

- А теперь представьте себя на месте 18-летнего юноши, нищего, но с претензией на неоценённую гениальность, рвущегося к признанию, не чуждого эпатажу. Что вы могли бы чувствовать? (подсознательный страх быть не таким, как все, и нежелание быть похожим на них; желание быть любимым и мальчишеская закомплексованность).

- У современного поэта Вячеслава Петкуна  есть строки: «Иду навстречу цветным витринам, мимо проплывают дорогие лимузины; в них женщины проносятся с горящими глазами, с холодными сердцами, золотым волосами». Такой же «город-сказка, город-мечта» предстаёт и перед лирическим героем Маяковского.

- Наиболее сложной для понимания является последняя строфа:
Я, чувствуя платья зовущие лапы,
В глаза им улыбку притиснул; пугая
Ударами в жесть, хохотали арапы,
Нал лбом расцветивши крыло попугая.

- Именно  в этой строфе ключ к пониманию всего стихотворения. Какие образы возникают у вас при чтении этих строк? (здесь и мимолётный взгляд разодетой в меха красавицы, выходящей в сопровождении разжиревшего богача, и ответный – поэта, соединяющий презрение к «смотрящей из устрицы вещей» и страстность, что граничит со злобой).
- Попробуйте объяснить глагол протиснул. (Он указывает на сопротивление, поэт словно пробивается в чужой ему мир. Но его , грубого мужлана не приемлют, и «бабочка поэтиного сердца  раздавлена»).
- Что же происходит с поэтом в финале стихотворения? Что это за арапы с крылом попугая надо лбом? Чему они хохочут ударами в жесть?
Вернёмся к видеоряду, созданному поэтом. В московских дорогих заведениях начала века появилось несколько стилей, и среди них доминировали два: классический, старорусский с седобородым привратником в медалях, и модерн, привлекающий необычайным, экзотикой, где служили молодые арапы в шапчонках, украшенных яркими перьями. Задача же швейцара -  «держать и не пущать», отсекать ненужные элементы, разрушающие иллюзию безмятежности жизни, и перед странным молодым человеком в жёлтой блузе захлопываются двери в сияющий огнями мир.

VII.          Подведение итогов урока, домашнее задание: попытайтесь (письменно) проанализировать стихотворение В.Маяковского «Послушайте!».

Комментариев нет:

Отправить комментарий