Урок по
творчеству В.В.Маяковского.
Поэт звёзд.
О стихотворении
В.В.Маяковского «Ночь».
Цели
урока:
1. Продолжить
знакомство учащихся с творчеством
В.В.Маяковского.
2. Постараться
развеять стереотип учеников о том, что Маяковский – совершенно непонятный поэт.
Задачи
урока:
ü Развивать умение
анализировать поэтическое произведение,
умение видеть в художественных образах
реальность, высказывать и аргументировать собственное мнение;
ü Обучать чтению
тонического стиха В.Маяковского.
ü Воспитывать
любовь к родной литературе.
Используемые
технологии:
технология
критического мышления;
информационные
технологии.
Оборудование: портрет
Маяковского, распечатки со стихотворением В.Маяковского «Ночь», компьютер,
проектор, презентация.
Кто
это кличет меня из Млечного пути?
А, Вова!
В звёзды стучится друг!
Дай я
пожму твоё благородное копытце!
Велимир
Хлебников
Ход
урока:
I.
Оргмомент.
II.
Раздаю
распечатки со стихотворением В.Маяковского «Ночь». Предлагаю ребятам «про себя»
прочитать стихотворение.
-
Каково ваше первое впечатление?
- Что
вы сумели понять из этого стихотворения?
-
Обратили внимание, кто его автор?
III.
Объявляю
тему урока.
Сегодня мы
рассмотрим особенности творчества В.Маяковского на примере его раннего
стихотворения «Ночь». Давайте вспомним, в какую творческую группу входил поэт?
(футуристы) Что характерно для этого направления в искусстве?
IV.
Рассказ учащегося о футуризме и его
особенностях (проверка
знания материала предыдущих уроков). Добавляю, что футуристы
для того, чтобы шокировать мещанина-обывателя, часто придумывали «заумь» -
стихотворения из непонятных слов или даже просто звуков, которые у людей с
нехудожественным мышлением вызывали только раздражение.
V.
Давайте прочитаем стихотворение
поэта-футуриста ещё раз, теперь вслух. Читаю произведение.
-
О чём говорится в первых строчках? (Всё достаточно ясно: краски дня уходят,
отступают на задний план. Зелёное сумеречное небо, зажигаются звёзды, «синие
тоги» на зданиях).
-
Читаем дальше: «И раньше бегущим, как
жёлтые раны/ Огни обручали браслетами ноги…». Что увидел поэт? Ведь Маяковский
– художник, не выносящий «красивенького», он всегда точен в каждой изображаемой
детали.
VI.
Сообщение
подготовленного ученика: «Однажды В.Маяковский беседовал с Давидом Бурлюком по
поводу строчки стихотворения «Из улицы в
улицу»: Фокусник рельсы тянет из пасти
трамвая. На замечание Бурлюка, мол, трамвай должен пожирать рельсы,
Маяковский ответил: «Давид, ты не там стоишь. Встань на заднюю площадку и
посмотри!»
- Так как же появились эти браслеты на
ногах прохожих? (учащиеся высказывают предположения). Ни луна, ни уличные фонари не могут «обручать
браслетами ноги» - они дают рассеянный свет, а здесь – узкая полоска света. В
современном городе этого уже нет, но это Москва 1912 г.! И свет этот из
подвальных окон, только самым краешком поднимающихся над землёй.
- Мы вместе с поэтом пройдя окраины
города, выходим в центр. Фешенебельные рестораны, дорогие магазины, радостная,
счастливая, разряженная публика:
Толпа, пёстрошёрстная
быстрая кошка,
Плыла,
изгибаясь, дверями влекома;
Каждый хотел
протащить хоть немножко
Громаду из смеха
отлитого кома.
- Какой образ толпы создаёт поэт? Да, толпа,
пёстрошёрстная быстрая кошка, но это только первый слой ассоциаций. Кошка.
Какая она? (гибкая, грациозная, мягкая, домашняя и в ту же минуту хищная,
агрессивная, подчинённая инстинктам).
- А теперь представьте себя на месте
18-летнего юноши, нищего, но с претензией на неоценённую гениальность,
рвущегося к признанию, не чуждого эпатажу. Что вы могли бы чувствовать?
(подсознательный страх быть не таким, как все, и нежелание быть похожим на них;
желание быть любимым и мальчишеская закомплексованность).
- У современного поэта Вячеслава
Петкуна есть строки: «Иду навстречу
цветным витринам, мимо проплывают дорогие лимузины; в них женщины проносятся с
горящими глазами, с холодными сердцами, золотым волосами». Такой же
«город-сказка, город-мечта» предстаёт и перед лирическим героем Маяковского.
- Наиболее сложной для понимания
является последняя строфа:
Я, чувствуя
платья зовущие лапы,
В глаза им
улыбку притиснул; пугая
Ударами в жесть,
хохотали арапы,
Нал лбом
расцветивши крыло попугая.
- Именно
в этой строфе ключ к пониманию всего стихотворения. Какие образы
возникают у вас при чтении этих строк? (здесь и мимолётный взгляд разодетой в
меха красавицы, выходящей в сопровождении разжиревшего богача, и ответный –
поэта, соединяющий презрение к «смотрящей из устрицы вещей» и страстность, что
граничит со злобой).
- Попробуйте объяснить глагол протиснул. (Он указывает на
сопротивление, поэт словно пробивается в чужой ему мир. Но его , грубого
мужлана не приемлют, и «бабочка поэтиного сердца раздавлена»).
- Что же происходит с поэтом в финале
стихотворения? Что это за арапы с крылом попугая надо лбом? Чему они хохочут ударами в жесть?
Вернёмся к видеоряду, созданному поэтом.
В московских дорогих заведениях начала века появилось несколько стилей, и среди
них доминировали два: классический, старорусский с седобородым привратником в
медалях, и модерн, привлекающий необычайным, экзотикой, где служили молодые
арапы в шапчонках, украшенных яркими перьями. Задача же швейцара - «держать и не пущать», отсекать ненужные
элементы, разрушающие иллюзию безмятежности жизни, и перед странным молодым
человеком в жёлтой блузе захлопываются двери в сияющий огнями мир.
VII.
Подведение
итогов урока, домашнее задание: попытайтесь (письменно) проанализировать
стихотворение В.Маяковского «Послушайте!».
Комментариев нет:
Отправить комментарий