Уроки русского языка в 5 классе

Урок в 5 классе.

Изобразительно-выразительные средства. Эпитет.


Цели:
1.      Продолжать обучать умению распознавать в тексте такое средство выразительности, как эпитет; создавать собственные эпитеты.
2.      Развивать чувство красоты, образности слова, развивать речь детей.
3.      Воспитывать любовь к родному слову, гордость за богатство русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация с изображением репродукции картины И.Шишкина «Дождь в дубовом лесу», произведение К.Паустовского «Золотая роза», рисунки детей с изображением дождя, записи на доске.

I.                   Оргмомент.
II.                Ход урока:
1.      Запись на доске: «Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет».
                В сентябре приходят к людям жёлтые дожди

ПОВТОРИМ:
Лексику
Фонетику
Морфологию
Словообразование                           разделы науки о языке
Орфографию
Синтаксис
Пунктуацию



1.                      Объявляю тему урока. Договариваемся, что при повторении какого-либо раздела науки о языке рядом с его названием ставим «+».
2.                      Вспоминаем о том, что такое эпитет (из курса литературы). Говорю о том, что эпитеты можно поделить на два вида (слайд 1). Записываем их в тетрадь.
3.                      Работа с эпиграфом: В сентябре приходят к людям жёлтые дожди… - а)синтаксический разбор выполняет у доски один учащийся
б)второй ученик делает морфологический разбор слова жёлтый.
4.                      Остальные работают в тетради, записывают под диктовку:

Шустрый дождь
На длинных но…ках
Проб…жался
По доро…ке.

Он ладони
Вымыл лист…ям,
Птицам пёрышки
                                                П…чистил.                           (Н.Гончаров)
Объясняем орфограммы, знаки препинания. Проверяем выполненное на доске.

5.      Какие эпитеты, рисующие образ дождя, встретились нам в эпиграфе и диктанте? К какому виду они относятся: выразительные или изобразительные?
6.      Демонстрируется репродукция картины И.Шишкина «Дождь в дубовом лесу» (слайд 2), одновременно читаю отрывок текста о дождях из книги К.Паустовского «Золотая роза» (задание: составить план, выписать эпитеты, рисующие дождь):
Дождевые слова.
    Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). /…/
     Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся сильно, отвесно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
    При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. /…/
    О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя и радости, как не сказочной красавице-царевне!


Проверяем и обсуждаем планы, называем эпитеты, выполняем фонетический разбор слова слёзы.

7.      Читаем сроки о дожде из различных стихотворений (слайды 3-7):

1)      Над синевою подмосковных рощ
                                  Накрапывает колокольный дождь.
                                                                (М.Цветаева)  

2)      Стеклянный, редкий и ядрёный,
С весёлым шорохом спеша,
Промчался дождь…
(И.Бунин)

3)      Дождя серебряные молоточки
Весеннюю выстукивают землю,
Как миллион весёлых докторов.
(С.Маршак)

4)      Не осенний частый дождичек
Брызжет, брызжет сквозь туман:
Слёзы горькие льёт молодец
На свой бархатный кафтан.
(А.Дельвиг)
5)  Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди…
(К.Симонов)

Находим эпитеты, обсуждаем, фиксируем понравившиеся в тетрадь.

8.      Игра «Журналист».  Задание: придумать заголовки к рисункам ребят, изображающим дождь, так, чтобы в них входили эпитеты. Определяем виды эпитетов:  изобразительные («Прерывистый проливной дождь», «Грибной моросящий дождь»), выразительные («Внезапная буря», «Долгожданный ливень»), метафорические («Грустный дождик») и др.
2.      Подведение итогов урока.
3.      Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о дожде.





                                                                                                                               















































               











Комментариев нет:

Отправить комментарий