Пояснительная записка.
Данное мероприятие рассчитано на
старшее звено учащихся школы. Оно построено по принципу телевизионной интеллектуальной
игры «Своя игра», но несколько адаптировано с учётом ограниченного времени
урока.
Цель мероприятия:
привлечь внимание учащихся к судьбе и творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
1.
Повторять
и закреплять знания об А.С.Пушкине и его произведениях.
2.
Расширять
кругозор учащихся.
3.
Прививать
интерес к родному слову.
Оборудование: проектор,
экран, компьютер.
Судить мероприятие может специально
избранное жюри из учителей-словесников или «сильных» учащихся, которые
фиксируют количество баллов, набранных игроками, сообщают им общую сумму баллов
по мере необходимости (например, когда выпадает «вопрос-аукцион» или игрок
хочет пойти ва-банк).
К игре дети должны повторить произведения:
«Евгений Онегин», «Полтава», «Цыганы», «Зимний вечер», «Узник», «Медный всадник»,
«Дубровский», «Капитанская дочка» и др.
Посмотреть следующие данные: кто писал
портреты А.Пушкина, кто был адресатом любовной лирики поэта; повторить
биографические данные Пушкина.
Правила
игры:
В игре участвует три игрока. Игра состоит из двух
раундов по 25 вопросов в раунде и финального раунда из 1 вопроса. Вопросы
первого, второго раундов сгруппированы в 5 тем по 5 вопросов. Стоимость
вопросов: 10, 25, 50, 75, 100 баллов.
Игроки имеют право, но не обязаны отвечать на заданный вопрос. Право ответа получает игрок, первым поднявший руку.
В первых двух раундах вместо любого вопроса игроку могут выпасть "кот в мешке" или "аукцион". "Кот в мешке" - вопрос, тема которого изначально не объявляется. Игрок, выбравший "кота", обязан отдать его любому из своих соперников. "Аукцион" - вопрос разыгрывается с игроком, назначившим за него наибольшую цену на торгах. Очерёдность подачи заявок определяется ведущим игры. Ставка "ва-банк" перебивается только большим по сумме "ва-банком". Если сумма на счету игрока меньше начальной стоимости вопроса, следует автоматическая ставка, равная номиналу вопроса. Ставки на "аукционе" кратны 10 рублям. Отсутствие ответа на "кота в мешке" и на "аукцион" приравнивается к неправильному ответу.
Игроки имеют право, но не обязаны отвечать на заданный вопрос. Право ответа получает игрок, первым поднявший руку.
В первых двух раундах вместо любого вопроса игроку могут выпасть "кот в мешке" или "аукцион". "Кот в мешке" - вопрос, тема которого изначально не объявляется. Игрок, выбравший "кота", обязан отдать его любому из своих соперников. "Аукцион" - вопрос разыгрывается с игроком, назначившим за него наибольшую цену на торгах. Очерёдность подачи заявок определяется ведущим игры. Ставка "ва-банк" перебивается только большим по сумме "ва-банком". Если сумма на счету игрока меньше начальной стоимости вопроса, следует автоматическая ставка, равная номиналу вопроса. Ставки на "аукционе" кратны 10 рублям. Отсутствие ответа на "кота в мешке" и на "аукцион" приравнивается к неправильному ответу.
Если игрок не отвечает на
какой-либо вопрос, из суммы набранных им ранее
баллов вычитается стоимость вопроса.
В финальном раунде из четырёх предложенных тем игроки выбирают одну. Стоимость вопроса финального раунда определяет для себя каждый игрок, исходя из набранной в предыдущих раундах суммы. Минимальная ставка - 10 баллов, максимальная - "ва-банк". Победителем игры становится игрок, набравший наибольшую сумму баллов после финального вопроса.
В финальном раунде из четырёх предложенных тем игроки выбирают одну. Стоимость вопроса финального раунда определяет для себя каждый игрок, исходя из набранной в предыдущих раундах суммы. Минимальная ставка - 10 баллов, максимальная - "ва-банк". Победителем игры становится игрок, набравший наибольшую сумму баллов после финального вопроса.
Как пользоваться
презентацией.
Мероприятие построено на основе
презентации, которая проецируется на экран и является основным инструментом
игры.
Переход от первого слайда «Своя игра» ко второму производится щелчком мыши в тот
момент, когда это нужно ведущему (либо указано помощнику). На слайде №2 и №3
представлены категории: «Детство», «Лицей» и др. В каждой категории 5 вопросов
(квадратики с цифрами 10, 25, 50, 75, 100), они являются гиперссылками на
слайды с вопросами. Например, в категории «Южная ссылка» (слайд №1), нажимаем
на квадратик с цифрой «50» и по гиперссылке попадаем на слайд №37 с вопросом:
«Эта южная поэма стала пушкинским гимном свободе». Для того, чтобы вернуться на
исходный слайд – в первом туре, например, это слайд №2 – необходимо нажать на
оранжевую стрелку в правом нижнем углу.
В финальном раунде действует тот же
принцип. На слайд финальной игры (№55)можно попасть, нажав серую стрелочку в
правом нижнем углу слайда №3. На слайде №55 даны 4 категории. Игроки называют
те три, которые они не хотели бы играть. Оставшуюся - она тоже является гиперссылкой - ведущий
активизирует с помощью мыши и выходит на слайд, который заключает в себе
вопрос.
Список
использованных материалов:
1.
Дёмин
Н.А. Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе.- М.: Просвещение, 1974.
2.
Журналы
«Литература в школе» № 5, 2008г., №2, 2009 и др; приложение к журналу «Уроки литературы» №7,
2007г.
3.
Компакт
диск: «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий», программа «1С» - «Познавательная
коллекция», 2008.
4.
Королёва
Н.С. Открытые уроки литературы: 9-11 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
5.
Лебедев
Ю.В. Русская литература XIXв. 10кл.Учебник
в 2ч.Ч 1. – М.: Просвещение, 2007.
6.
Литература
9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной / авт.-сост.
С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.
7.
Олимпиады
по русскому языку и литературе: 9-11 классы / сост.Г.М.Вялкова и Т.А.Чернова. –
М.: ВАКО, 2008.
8.
Пушкин
А.С. «Евгений Онегин». – М.: Дет. лит., 1973.
9.
Музыкальное
сопровождение: Вивальди «Времена года».
Приложение.
Вопросы
к этапам игры.
1 раунд.
«Детские годы»
10 – до 7-летнего возраста он не
предвещал ничего особенного; своей неповоротливостью, тучностью, робостью и
отвращением к движению приводил мать в отчаяние. О ком речь? (Маленький Пушкин)
25 –поговорки, пословицы, присказки
не сходили у неё с языка. Большую часть былин и песен, которых Пушкин знал так много, слышал он от неё. Кто
она? (няня Арина Родионовна)
50 – В 1814 году Пушкин писал: «Ты
хочешь, друг бесценный,
Чтоб
я, поэт младой,
Беседовал
с тобой…
И
быстрою стрелой
На
Невский брег примчуся,
С
подругой обнимуся
Весны
моей златой…» (Сестре Ольге)
75 – герб семьи Пушкиных
100 – Этот предок Пушкина был
мальчиком привезён «в дом» Петра I.
В 1746 г. был пожалован крупным имением, в состав которого входило
сельцо Михайловское.
«Лицей»
10 – в лицее его все звали Кюхлей.
Назовите настоящую фамилию.
25 – этот лицейский товарищ
поддерживал Пушкина в самые трудные минуты, даже побывал у него в гостях во дни
михайловского заточения. (И.Пущин)
50 – в лицейские годы Пушкин пишет
много стихотворений, активно подражая. Кто стал его главным «учителем»? (В.А.Жуковский)
75 – она была сестрой товарища по
лицею и стала первой любовью Пушкина. Назовите её фамилию. (Екатерина Бакунина)
100 - «Куда
бы нас ни бросила судьбина
И
счастие куда б ни повело,
Всё
те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество
нам – Царское Село». Из какого произведения эти строки? (19 октября 1825г.)
«Южная ссылка»
10 – этот человек сопровождал Пушкина
в южную ссылку. (Инзов)
25 – 19 августа 1820г. по пути в
Гурзуф поэт написал стихотворение «Погасло дневное светило…». Вспомните его
жанр. (Элегия)
50 – эта южная поэма с тала пушкинским
гимном свободе. («Цыганы».)
75 – в этом городе, столице Молдавии,
Пушкин прожил почти 2 года. (Кишинёв)
100 – в годы изгнания Пушкин создал
стихотворение, одноимённое поэме Лермонтова о падшем ангеле. («Демон»)
«Михайловское»
10 – «Пророк», «Поэт», «Памятник». Эти
произведения михайловского цикла объединены одной темой. Какой?
25 – предисловием к какой поэме стали
строки: «У Лукоморья дуб зелёный…»? («Руслан и Людмила»)
50 – назовите фамилию соседки Пушкина
по имению. (Осипова)
75 – каков жанр произведения «Борис
Годунов»? (трагедия)
100 – по пути из Михайловского в
Петербург повозке Пушкина перебежал дорогу заяц. От чего он уберёг поэта? (от
казни на Сенатской площади)
«Болдино»
10 – Опасаясь жестокой критики, Пушкин
опубликовал «Повести » под этим
псевдонимом. (Иван Петрович Белкин)
25 – 30 сентября 1830г. Пушкин пишет
жене: «Моё пребывание здесь может затянуться… У нас в окрестностях… (очень
миленькая особа). И она может задержать меня ещё дней на двадцать». О чём
речь? (холера)
50 – В этой сказке, написанной в
болдинский период, поп «возвращал» долг, подставляя лоб. Как называется
сказка? («Сказка о попе и работнике его
Балде»)
75 – В
болдинский период Пушкин создал около 30-ти произведений такого жанра
(стихотворение).
100 – В основу сюжета этого
произведения Пушкин положил беспощадную борьбу двух гениев искусства. («Моцарт
и Сальери»).
2 раунд.
«Пушкин в живописи»
10 – назовите автора портрета.
(Соколов)
25 – «Себя
как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…» - писал Пушкин об этом
портрете. Назовите автора картины. (Кипренкий)
50 – догадайтесь, перу какого
художника принадлежит этот портрет? (Айвазовский, Репин)
75 – Какому важному событию в жизни
Пушкина посвящена эта картина И.Репина? (Пушкина на экзамене в лицее)
100 – кто
написал данный портрет? (Сам Пушкин, автопортрет)
«Продолжи строки»
10 – Буря
мглою небо кроет…
25 – Унылая
пора! Очей очарованье!
50 – Сижу
за решёткой в темнице сырой…
75 – Природой
здесь нам суждено …
100 – На берегу пустынных волн…
«О каком персонаже речь?»
10 – Его глаза сияют,
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Он весь, как Божия гроза. (Пётр I)
25 – Он был
лет сорока, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь;
живые большие глаза так и бегали. Лицо имело выражение довольно приятное , но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок. (Пугачёв)
50 –Она
езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь –
Всё это мужа не спросясь. (Мать Татьяны Лариной)
75 – От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы
русые, нос
прямой. (Дубровский)
100 – И
зелень мёртвую ветвей,
И корни ядом напоил…
Принёс и ослабел, и лёг
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный
… (раб)
«Женщины Пушкина»
10 – К какой
женщине Пушкин обращается в строках: «Что же ты, моя
подружка, приуныла
у окна?» (Арине Родионовне)
25 – Знаменитые
строки: «Я помню чудное мгновенье…» посвящены ей. (А.Керн)
50 – Она
была для него «Чистейшей прелести
Чистейший образец…» (Н.Гончарова)
75 – В память
об этом предмете, подаренном Е. Воронцовой, Пушкин
писал: «Храни меня, мой
талисман!» (перстень с сердоликом)
100 – Эта
женщина была главной в жизни
Пушкина – благодаря ей он появился на свет.
Назовите имя матери А.С.Пушкина.
(Надежда Осиповна)
«Евгений Онегин»
10 – строфу из 14 строк с постоянно
повторяющимся расположением рифм называют такой (онегинской).
25 – «В
саду служанки на грядах,
Сбирали
ягоды в кустах
И
хором по наказу пели…» В чём состоял наказ?
(Петь, чтобы не есть ягоды)
50 – «В
тот год осенняя погода
Стояла
долго на дворе.
Снег
выпал только в …» Когда выпал снег?
(январе)
75 – «К
ней дамы придвигались ближе;
Старушки
улыбались ей;
Мужчины
кланялися ниже,
Ловили
взор её очей». О ком речь? (Татьяна)
100 – «Онегин едет на бульвар
И там
гуляет на просторе,
Пока
недремлющий брегет
Не
прозвонит ему обед». Что такое брегет? (карманные часы с боем)
Вопросы финала.
Композитор
- Какой композитор написал
романс на стихи «Я помню чудное мгновенье…» (Глинка)
Герб – Чей
герб изображён на экране?
Опекун –
Человек под этой фамилией был опекуном убийцы Пушкина – Дантеса. (Геккерен)
Размер - Определите
стихотворный размер строчек:
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…» (ямб)
Примеры слайдов из презентации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий