четверг, 1 марта 2012 г.

Активизация учащихся при работе с учебником.

Несколько приёмов, помогающих проводить работу с учебником более эффективно.


Сегодня учебник - один из основных помощников педагога в образовательном процессе. Но так было не всегда.
 В 20-З0-е годы, когда в школе предпринимались попытки внедрения комплексно-проектного, а затем бригадно-лабораторного метода обучения, а вместо учебников (при этих методах они считались ненужными) использовались так называемые «рабочие книги», которые содержали главным образом местный материал, самостоятельная работа учащихся по приобретению знаний по учебнику не находила широкого применения; к тому же принижалась роль учителя в учебном процессе. Когда же эти методы как единственные и универсальные были отменены, вся тяжесть учебной работы была переложена на учителя: он обязан был сам объяснять каждую изучаемую тему. Это снова снижало значение самостоятельной работы учащихся с учебником. Более того, если некоторые учителя пытались организовать на уроке самостоятельную работу с учебником по овладению новым материалом, такие попытки подвергались критике.
     Положение начало изменяться, когда остро встали проблемы повышения качества знаний учащихся.
          В 1958 году в «Учительской газете» появилась статья      Б.П. Есипова и Л.П. Аристовой под характерным названием: «Раскрыть учебники». Авторы ее обращали внимание учителей на то, что вопросы улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке не могут быть решены, если не будут использоваться учебники и учебная литература. Поэтому вместо ставшего традиционным требования «Закрыть учебники» на занятиях они предлагали применять разнообразные формы учебной работы с книгой с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Именно с этого времени наметился поворот к более широкому использованию и методическому совершенствованию работы с учебником в процессе учебных занятий.
         В настоящее время значение учебника сложно переоценить, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Прочитать, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа то, о чём не было сказано учителем, объяснить понятие тех или иных слов, подобрать им родственные. Чтение учебника формирует правильную, грамотную речь, учит логическим рассуждениям. Таким образом, в сочетании с разнообразными методами и приема­ми обучения учебник может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически — необходима систе­матическая и разнообразная работа с ней.
          Как известно, учебник состоит из текста, иллюстративного материала, вопросов и задач, инструкций к лабо­раторным работам, сведений справоч­ного характера. Все эти компоненты можно использовать на любом этапе обучения (изучение нового, повторе­ние, закрепление и т. д.). Рассмотрим, как это целесообразнее всего сде­лать.
             Работа с текстом учебника. Этот вид использования учебника может  быть применён при изучении новых вопросов, знакомстве со структурой и логикой материала, выполнении  заданий по тексту, подготовке его к пересказу. Рассмотрим эти ситуации на конкретном мате­риале. При изучении тем "Вводные слова и предложения" в 8 классе,  "Общие сведения о языке" в 9-11 классах  можно применить такую форму са­мостоятельной работы учащихся, как индивидуальное изучение некоторых пара­графов учебника с последующим письменным выполнением заданий. Предназначенный для самостоятельного изучения материал и содержание письменной работы подбираем так, чтобы школьники в течение одного урока могли выполнить полностью все задание.
         Обычно после проведения трех-четырех самостоятельных работ учащиеся приобретают нужные организационные навыки и практически все справ­ляются с заданием. Если же кто-либо испытывает затруднения, то он получает  необходимую консультацию и соответствующее задание на дом.
Использование учебника на уроке способствует выработке умения само­стоятельно готовиться к занятиям дома. Школьники должны знать, как составить план ответа, подготовить конспект, написать тезисы. На пер­вом этапе  целесообраз­но поощрять использование планов, тезисов, цитат при ответе на уроке. При этом уместно, например, в каче­стве дополнительного вопроса дать цитату из учебника с просьбой про­комментировать выдержку.
         Использование учебника для спра­вок. Для того, чтобы хорошо усвоить материал, ученику необходимо неод­нократно обращаться к изложенным в учебнике фактам, правилам и т. д. Прежде всего такая необходимость возникает при  пов­торении и обобщении изученного материала по русскому языку. Помогают искать нужную информацию обобщенные знания (какие орфограммы и пунктограммы изуча­лись и в каком классе). Особенно они полезны при повторении материала в 9 -11 классах, когда учащиеся, вспоминая какие-либо базисные понятия, волей-неволей обращаются к учебникам 6-8 классов. На мой взгляд, в памяти ребёнка происходит важный психический процесс воспоминания. Ведь с этим материалом он уже работал, эту книгу уже держал когда-то в руках, эти иллюстрации ему знакомы. Таким образом, сухой безликий материал учебников старших классов, подкреплённый тем, что учащиеся повторили в книгах среднего звена, в некотором роде оживает, приобретает смысл.
        Применение игровых приемов работы с учебным текстом способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование следующих игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой темы:
1.Вопрос-ответ.
Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы,  II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся интерес к чтению текста параграфа.
2. Шпаргалка.
Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст.
3. Дотошный ученик.
Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.
4.Части текста (по ролям).
Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение».
Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.
5.Очевидное-невероятное.
Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.
6.     Можно провести игру «Восстанови текст». Работаем по группам.
Первый вариант. Каждый участник группы получает текст эпизода литературного произведения, правила, либо другой текст без начала, конца или середины. Ученики знакомятся с содержанием и пытаются догадаться, о чем могла бы идти речь в этом отрывке, который у него пропущен. Опираясь на текст учебника, учащийся находит тот отрывок, который ему нужен. Такая работа целесообразна при работе с объёмными параграфами или текстами. На карточке материал учебника можно немного видоизмненить, не искажая смысла, чтобы ученик вникал в содержание и карточки и параграфа в поисках  верного ответа.
           Второй вариант - каждый учащийся получает отрывок из текста и знакомится о его содержанием. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста, либо параграфа.
            Такие занимательные моменты на уроке очень важны. И хотя занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности, но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.
           Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, "сигнальные карточки", живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрый поиск  ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Занимательность особым образом окрашивает материал, делает процесс овладения знаниями более привлекательным, даёт пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.
         Например, ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, имя героя литературного произведения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся.
        В 5-6 классах, где дети особенно активно отзываются на игру, иногда при изучении нового материала или при повторении использую придуманные мною стишки-правила, с пробелами, которые нужно заполнить, прочитав материал учебника. Например:
Имя Существительное -
Часть речи удивительная:
На вопросы ..., ..., отвечает,
И ... обозначает.
По ..., ..., ... изменяется.
В предложении ..., ..., ... является.
        Некоторые педагоги используют при изучении материала неких персонажей, с которыми происходят различные приключения, и выход из этих ситуаций возможен только с помощью учащихся, верно усвоивших содержание параграфа, и т.п.
               Но наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся.
          Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путём разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой. Большой кроссворд - интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды "наоборот" - хороши тем, что ученики должны дать грамотное определение тем терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда. Ещё один вид кроссворда, это венворд: в сетке, имеющей форму квадрата, написаны буквы. Ученикам предлагается ряд вопросов, им необходимо найти спрятанные в венворде слова.
         Итак,  учебник в состоянии объеди­нить различные методические приемы и решения, он служит стержнем в ор­ганизации учебного процесса. Каждо­му учителю необходимо использовать его как можно более оптимально.
Подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, форма подачи материала должны вызывать интерес уч-ся, желание довести работу до конца. В этом учителю и ученику помогут различные активные формы работы с учебником.



Комментариев нет:

Отправить комментарий