четверг, 1 марта 2012 г.

Проекты моих учеников.

Источники школьного жаргона.




Ю.В. Глухова
МКОУ СОШ №5 с.Пашково,
 10 класс
Научный руководитель
учитель русского языка
Олейникова А.П.



ИСТОЧНИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО СЛЕНГА.


1.Введение.

Сегодня трудно встретить школьника, который говорил бы исключительно на литературном языке. Молодёжный сленг прочно вошёл в разговорную речь. Но что из себя представляет школьный жаргон? Какие источники наполняют бурные реки зачастую почти нецензурной лексики? На эти вопросы призвано ответить наше исследование.
Таким образом, целью нашей работы является выявление источников происхождения школьного сленга.
Для достижения данной цели нам необходимо выполнить ряд задач:
·изучить теоретические материалы по этой проблеме;
·собрать языковой материал (жаргонные лексемы);
·рассмотреть различные словари;
·исследовать собранный материал на предмет происхождения;
Приступив к выполнению первой задачи, мы столкнулись с тем, что не нашли специальной литературы, отражающей формирование и бытование школьного сленга. В поисках информации мы обратились к статьям в журналах "Русский язык в школе", "Здоровье школьника", использовали "Словарь живого великорусского языка" В.Даля, посетили странички интернета (www.referats.ru , "Осторожно! Окрашено!", Маybex.ru., Evok.ru, Books.ru, Mirslovarei.com. и др.).В Интернете мы обнаружили массу ссылок на словари воровского жаргона, а вот школьному сленгу посвящено гораздо меньшее количество изданий ( нами были найдены ссылки на  следующие издания: Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона/ Х. Вальтер и др. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. и Молодёжный сленг: Толковый словарь/ Т.Г.Никитина. - М.:ООО "Издательство Астрель", 2004.)
Скудность литературы на данную тему доказывает её актуальность и необходимость исследований в области формирования школьного жаргона. Наша работа продиктована также и тем, что по-настоящему бороться с каким-либо злом можно только тогда, когда знаешь его изнутри, знаешь о причинах его возникновения. Ведь школьный сленг иначе как злом не назовёшь, тем более, что в нём можно обнаружить исковерканные иностранные и русские слова, профессионализмы,  лексику асоциальных групп. Мы считаем,  узнав о том, что некоторые слова употребляют  воры и убийцы, дети задумаются, прежде, чем произносить их.



2.Основная часть.
2.1. Теоретические сведения о сленге. Функции сленга.

Лингвисты называют сленгом слова, идущие вразрез с нормами литературного языка.
"Большая Советская Энциклопедия" даёт такое определение сленга:
 "Сленгом называют разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста".
"Жаргон - (франц.jargon - болтовня), социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и экспрессивностью оборотов. Развивается в среде более или менее замкнутых коллективов: школьников, студентов, военных, различных профессиональных групп. Не стоит смешивать с "воровским жаргоном" - языком деклассированныхпреступных элементов общества".
Каковы же функции школьного сленга?
Исследователи высказывают предположения, что их несколько:
1. Сленг делает речь более краткой, яркой, разнобразной,  эмоционально выразительной (сравни: "Я испытываю приятные чувства от этой мелодии". и "Я тащусь от этого музона").
2.Сленг служит опознавательным знаком принадлежности человека к определённой социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, готтов.
3.Школьникам зачастую не хватает литературного словарного запаса для выражения мыслей, и, пользуясь сленгом, они пытаются заполнить языковые пробелы.
4.Подростки используют сленг для выражения протеста взрослым: учителям, родителям.
5.Наконец, дети часто применяют жаргонную лексику в целях конспирации, когда не хотят, чтобы их понимали взрослые или "враждебные" группировки.

Последняя причина зародилась не вчера. Есть мнение, что дети аристократов в 19 веке, владея несколькими языками, легко могли выбирать наиболее удобное  иностранное слово, немного видоизменять его и использовать, не опасаясь, что прислуга, преподаватели или даже родители поймут их.
Сегодня средний школьник владеет , как правило, только одним иностранным языком, но сленговые лексемы, заимствованные из иностранных языков (чаще всего английского) и изрядно исковерканные, всё же встречаются. Например,   шузы - ботинки ( от англ. ), хайры - волосы, найки - спортивная обувь фирмы Nike и т.п.

2.2. Практическая часть.

В процессе исследования нами было собрано 80 наиболее часто употребляемых лексических единиц. Этот опытный материал мы "просеяли" через доступные нам словари: словарь воровского жаргона в Интернете и  толковый словарь В.И.Даля, а так же сравнили с литературной речью.
В результате данных манипуляций мы обнаружили следующее:
1.  Около 40 слов из 80 молодёжь переняла из блатного арго (что составляет 50% от общего количества отобранных лексем).
Интересно, что некоторые слова пришли в лексику школьника в том же значении, в котором их употребляет, к примеру, вор. Так, слова бабки, капуста, лох, отмазка используются в тождественном значении. Другие же лексемы несколько преобразовались, видоизменились, произошло переосмысление понятий. Например, чухнуть  - на школьном жаргоне это обозначает  "убежать", на воровском же "узнать"; тормозить у воров означает "придерживать, ловить" , а у школьников - "долго соображать"; тусовка (тусня) на языке преступников - это драка, молодёжь же так называет общение, вечеринку, какое-либо общественное мероприятие.
2. Приблизительно 10% слов стали результатом придания нового преносного значения известным нам нейтральным лексическим единицам. (Отстой - плохо, сложно, неинтересно. Это упражнение вообще отстой. Фиолетово - безразлично, всё равно. Да мне фиолетово, ставьте свои "двойки".)
3. Слова, образованные от иностранных составили 0,8% (Дойч - урок немецкого языка.У нас следующим по расписанию дойч.)
4.Слова, заимствованные из компьютерного языка, преобразованная техническая лексика. (2,4%). (Клава - компьютерная клавиатура. Клаву подвинь, мешает. Комп - персональный компьютер. У него такой комп навороченный.
Мобила - мобильный телефон. Крутая у тебя мобила.)
5.Слова литературного языка с видоизменённой структурой, но сохранившимся лексическим значением. (Музон - музыка. Прикольный музон. Днюха - день рождения. У Насти сегодня днюха.)

Результаты по меньшей мере настораживают. Выходит, что половина лексики современного учащегося - это уголовный сленг. Не цель нашего исследования искать причины такого засилия воровского арго, но думаем, этот факт должен насторожить не только учёных-лингвистов, но и самих ребят, которые, не задумываясь, произносят такие слова.

3.Заключение.

Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Говорить о том, хорошо это или плохо неправомерно, так как сленг нельзя ни запретить ни отменить. Он меняется с течением времени, одни  слова уходят, другие появляются - в этом особенность нашего живого языка. И современного школьника без сленга невозможно представить, ведь его главные достоинства - выразительность и краткость. Но если половина лексикона учащегося школы сегодня - это слова из речи воров и убийц, то возникает вопрос: а нужен ли такой сленг ребёнку, есть ли у такого жаргона достоинства? Видимо, на данный момент стоит пересмотреть содержание статьи из Большой Советской Энциклопедии, где не советуют смешивать слова "сленг" и "жаргон" с "воровским жаргоном".


Список литературы:
1. Баулина М. Великий и могучий сленг// Здоровье школьника. - №1, 2008. - С.57-59.
2. Беглова Е.И. Pro et contra: жаргоннная лексика в языке современных газет// Русский язык в школе. - №5, 2007.
3. Большая советская энциклопедия (В 30 томах) Главный редактор А.М.Прохоров. - М.: "Советская Энциклопедия",
       1976.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.,1994.
5. Елистратов В.С. Словарь русского арго. - М., 2000.
6. Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга. - М., 1997.









Приложение.
1.Бабло - то же, что и бабки - деньги. У тебя бабло на телефоне есть?
2.Базар - разговор, речь. О чём базар ведёте?
3.Базарить - затягивать беседу, говорить попусту. Хватит базарить, расходитесь.
4.Без проблем - легко, просто.Да я его без проблем уделаю.
5.Борзеть - ругаться, наглеть. Ну ты оборзел совсем.
6.В натуре - действительно, так и есть. В натуре сегодня всего три урока.
7.Вольтанутый - глупый, странный человек. Ты что, вольтанутый?
8.Вякать - неразборчиво разговаривать. Что ты там вякаешь?
9.Дойч - урок  немецкого языка.У нас следующим по расписанию дойч.
10.Днюха - день рождения. У Насти сегодня днюха.
11.Желтомордые - китайцы. Опять желтомордые лес повезли.
12.Заготовки - см. Грабли.
13.Зенки - см. Беньки.
14.Зюньки- денежные монеты, мелочь. У меня полный карман зюнек.
15.Капуста - см. Бабло.
16.Карифан - друг, приятель. Серёга - мой карифан.
17.Карапузы - учащиеся начальной школы. Эй, карапузы, куда идёте?
18.Кинуть - 1. ограбить, обобрать.
                   2. обмануть. Светка его опять кинула.
19.Клава - компьютерная клавиатура.Клаву подвинь, мешает.
20.Козырь - купюра номиналом в тысячу рублей. Прикинь, мне предки на днюху козырь отвалили.
21.Колбасить - доставлять удовольствие, нравиться. Меня колбасит от этого музона.
22.Комп - персональный компьютер. У него такой комп навороченный.
23.Копейки на телефоне - деньги на балансе мобильного телефона. У меня копейки на трубе закончились.
24.Копна - волосы, причёска. Что у тебя за копна на голове?
25.Копыта - ноги. Что свои копыта раскидал?
26.Кореш - см.Карифан.
27.Крабы - см. Грабли. 
28.Круто, крутой - сильный, замечательно. Круто это у тебя получается. Он думает, самый крутой здесь.      
29.Крыса, 1.Вор. Кажется у нас крыса завелась - вещи пропадать стали.
                  2.Компьютерная мышь. А у тебя на компе крыса беспроводная?
30.Кураж - веселье. Зря ты на вечеринку не пришёл, там такой кураж был.
31.Локаторы - уши. Что свои локаторы развесил?
32.Лох, лошара - человек, которого легко обмануть. Ну ты и лох, развели тебя, как ребёнка.
33.Макаки - см. Желтомордые.
34.Малолетки - дети младших классов. Куда идёте, малолетки?
35.Малява - записка, письмо. Чья это малява валяется?
36.Мобила - мобильный телефон. Крутая у тебя мобила.
37.Менты - милиционеры.
38.Музон - музыка. Прикольный музон.
39.Мусора - см. Менты.
40.Навороченный - см. Крутой.
41.Не въезжать - не понимать. Ну ты что, не въезжаешь, что ли?
42.Немец - см. Дойч.
43.Ноздри - нос. Сейчас как дам по ноздрям.
44.Отвечать за базар - отвечать за свои слова. Ты за базар отвечаешь?
45.Отстой - плохо, сложно, неинтересно. Это упражнение вообще отстой.
46.Переть - см.Колбасить.
47.Перец - парень. Ну крутой перец!
48.Параллельно- всё равно, безразлично. Да мне вообще параллельно на ваши двойки.
49.Погоняло - кличка. У него погоняло Тэз.
50.Покедова - до свидания. Ладно, я пошла, покедова.
51.Предки - родители. У тебя завтра предки дома?
52.Прикинь - представь себе, подумай. Да ты только прикинь, сколько сегодня уроков сделать надо.
53.Прикольно - интересно, хорошо. А прикольно мы вчера отдохнули.
54.Пятихатка - купюра номиналом в пятьсот рублей.
55.Развести - обмануть. Да его развели, как ребёнка.
56.Соски  - девушки. Нас парни сосками называют.
57.Спецом - специально, нарочно. Это ты спецом делаешь?
58.Стрелка - встреча. Он ему стрелку после уроков забил.
59.Стрёмно - см.Отстой.
60.Супер - см.Круто, Прикольно.
61.Типа - как будто, наподобие, вроде. Типа она болеет, а сама по улице гуляет.
62.Телик - телевизор. Сегодня по телику фильм интересный.
63.Тереть (втирать) - рассказывать, втолковывать. Что ты мне здесь трёшь? Я и так всё понял.
64.Тёлка - см. Соска.
65.Тормоз - медленно соображающий человек. Да что ты, как тормоз.
66.Тормозить - долго соображать. Что ты тормозишь, здесь всё ясно и так.
67.Труба - мобильный телефон. У тебя труба на связи?
68.Тулить - протягивать, располагать.  Куда ты руки свои тулишь.
69.Тупой - сложный. Да задачи какие-то тупые, ни одну не решил.
70.Тупить - см. Тормозить.
71.Тусня (тусовка) - вечеринка, общение. Сегодня у Натахи тусня, будешь?
72.Тусить - развлекаться , отдыхать.
73.Тяпки - см.Грабли и т.д.
74.Уделать - уничтожить, причинить боль. Да я его сейчас уделаю.
75.Фиолетово - см. Пофигу.
76.Хавка - еда. Что в столовке за хавка?
77.Хавальник - рот. Чего хавальник раскрыл?
78.Чухнуть - убежать, избегая опасности. Он когда директора увидел, как чухнет!
79.Шарить - понимать. Знаешь, как он в компах шарит!
80.Штука - см. Козырь.










Комментариев нет:

Отправить комментарий